Карбюратор – сердце двигателя, это хорошо всем известно. Регулировка карбюратора может сделать чудеса для владельца автомобиля по части экономичности потребления топлива или ходовых характеристик машины. Согласно инструкциям отечественных автопроизводителей, рекомендуется хотя бы раз в сезон сделать очистку и ремонт карбюратора. Это особенно важно в том случае, если машина долгое время не эксплуатировалась. Конечно, можно машину отвезти в сервис-центр, но можно и нужно попробовать сделать все самому.
Для очистки лучше брать нитрорастворители, самым популярным из которых является бензин. Однако, детали, сделанные из пластика или резины, промываются бензином, ацетон может их растворять.
Предварительно полезно прочистить каналы в корпусе карбюратора, жиклеры и распылители. Чистят их алюминиевой проволокой (жиклер и вовсе пластиком или деревом). Если окажется, что топливные фильтры были неисправны, то может оказаться, что отверстия жиклера сильно изношены абразивом из бензина. Очистка в данном случае может и не помочь, поскольку сечение жиклеров с грязью было уменьшенным.
Рекомендуется проводить полную очистку жиклеров каждые 10 тыс.км пробега.
Тут лучше взять ремонтный комплект карбюратора, например, ремкомплект карбюратора К65И, К65Т, К65Д, К65В или К126ГУ, К126Н.
Чтобы понять, совпадают ли жиклеры из набора с вашими можно, конечно, проверить их производительность и сравнить, но можно сделать иначе: замерить диаметры отверстий и сравнить уже их. Еще один выход – обратиться к специалистам в магазине, только тогда уж лучше выбирать хороший магазин, типа ООО "Викинг".
При разборке жиклеры лучше пометить и разложить по банкам. При сборке следует помнить, что жиклер с меньшим диаметром ставятся в первичную камеру, а эмульсионные и воздушные – наоборот.
Попутно нужно глянуть на клапан экономайзера, поскольку нельзя будет добиться экономичной работы двигателя при его негерметичности и плохой работе. Достаточно опустить шток клапана ниже, чем нужно, и машина начнет потреблять такое количество бензина, что это встанет в копеечку владельцу авто.
Перед тем, как собрать карбюратор, стоит глянуть – не увеличился ли зазор между соединяемыми частями. Исправить этот дефект с помощью прокладок из тех же ремнаборов будет невозможно, затяжка тоже не поможет. Можно попробовать аккуратно провести шлифовку на абразивном круге или даже просто ровной поверхности (стекле) с натянутой шкуркой, если дефект находится на ровной части. Иначе можно попробовать убрать лишний металл надфилем или напильником, при этом часто проверять сопрягаемость.
Когда начнете окончательную сборку карбюратора, помните, что чрезмерная затяжка приводит к ухудшению герметичности, а не улучшению. Под винтами должны лежать крепежные шайбы. Изношенные прокладки нужно заменить (они есть все в тех же ремкомплектах).
По окончании сборки нужно заняться регулировкой топлива в поплавковой камере. Здесь возможен дефект поплавкового клапана или износ иглы. В этом случае нормальный уровень не устанавливается, меняется весь узел. Клапан в сборе может входить в ремкомплект, если его нет, то можно попросить доукомплектовать набор. Игла клапана тоже обычно входит в набор стандартных ремкомплектов, вроде ремкомплекта карбюратора К65И.
Затем пора переходить к регулировке карбюратора. Под регулировкой карбюратора подразумевается, в первую очередь, регулировка холостого хода, который будет влиять на практически все рабочие режимы. Винт регулировки должен быть в таком положении, чтобы на скорости в 40 км/ч двигатель работал без перебоев, а ускорение было быстрым и плавным. Главное, что следует отрегулировать в самом карбюраторе – поток воздуха, который определяется положением дросселя газа, и поток топлива, который регулируется топливными иглами, которые обычно есть в сборе соответствующих ремкомплектов или сами по себе (топливная игла в сборе К60В, К65, К126 и т.п.) Фактически это винт с острием на пути топлива. Когда игла вкручивается, она перекрывает поток топлива, и наоборот. Регулировка дросселя и игл необходима во многих случаях, ведь по большому счету работа двигателя зависит от любых погодных условий, меняющих давление и содержание кислорода. Заводская регулировка, как правило, некоторое усреднение для "обобщенных" погодных условий. Частоту вращения коленвала регулируют специальным наклонным регулировочным винтом. Если его вворачивать, то поднимется дроссельный золотник, частота вращения изменится.
Для регулировки оборотов двигателя (снова речь идет о работе на холостом ходу) есть два винта: регулировочный винт количества оборотов и винт качества смеси. Надо понимать, что в ГИБДД делается обычно два замера выхлопа СО – на холостом ходу и на высоких оборотах. Если холостой ход отрегулировать можно, то на высокие обороты винт количества оборотов не влияет, на них влияет качество смеси и работа системы зажигания. Для регулировки холостого хода винт качества смеси ставится в положение 2-3 оборотов от крайнего положения "завернуть". Винт количества оборотов просто не доводим до конца. Прогреваем двигатель (можно вытянуть "подсос", тогда обороты будут держаться даже с плохой регулировкой). После прогрева "подсос" убираем, смотрим, что происходит. Если обороты низкие, то их добавляем, вывертывая винт, и наоборот.
После этого устанавливается винт качества так, чтобы двигатель начал работать хорошо: устойчиво и равномерно. После этого ищем крайнее положение, когда возникает неустойчивость. Задача этих шагов – найти положение с минимальным содержанием СО и самой бедной смесью, при котором двигатель работает равномерно. Чем глубже винт, тем смесь беднее. Кстати, если до упора закрытый винт качества смеси не заглушает двигатель, то значит, сильно открыта дроссельная заслонка.
После этой регулировки вы обнаружите, что число оборотов изменилось. Возвращаемся к 900-1000 об/мин и снова закручиваем винт качества смеси. Процедуру обычно нужно повторить 2-3 раза.
Как понять, что все проделано верно? Нужно снять питание с шланга со штуцера корпуса винта количества оборотов или с электромагнитного клапана. Если двигатель сразу заглох, поздравьте себя с победой.
Идеальной регулировки, вообще говоря, не бывает. Как правило, водитель сам понимает, чего он хочет от своей машины, в соответствии с чем и регулирует карбюратор.
Учтите, что летний ход требует, как правило, меньшего числа оборотов, т.е. для регулировки холостого хода летом имеет смысл выставлять число оборотов на уровне 800-900 об/мин, зимой – на сотню больше.